НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Утверждаю»

Декан факультета ФРФ, профессор

_________________Мадмарова Г.А.

от «____» ___________2023 г.

ПЛАН

научно-исследовательской работы (НИР)

кафедры практического курса русского языка и культуры речи

на 2024 учебный год

Содержание работы

Ответственные и исполнители

Сроки

1.

Составление и утверждение плана НИР на 2024 уч. год.

Отв. за НИР

декабрь

2023 г.

2.

Утверждение тем магистерских диссертаций магистрантов 1 курса.

Зав. кафедрой,

научные руководители

Согласно плану НИР факультета

3.

Отчеты магистрантов и соискателей по НИР на Совете факультета.

Зав. кафедрой, научные руководители

Согласно плану НИР факультета

4.

Обсуждение магистерских диссертаций выпускников 2024 года.

Зав. кафедрой,

научные руководители

Март

Повышение квалификации преподавателей

5.

Участие в международных, республиканских, межвузовских научных конференциях, круглых столах, семинарах, форумах, симпозиумах.

Преподаватели кафедры

В течение уч. года

Планируемые публикации преподавателей кафедры и магистрантов

6.

Написание и подготовка к изданию научных статей и докладов на теоретические семинары и научные конференции (обсуждение научных статей, рекомендуемых для публикации). Внесение статей преподавателей через личный кабинет на сайт ОшГУ.

Отчеты преподавателей о публикациях научных статей в «Вестник ОшГУ», а также в других изданиях , входящих в РИНЦ, Скопус, Веб оф сайене и.т.д.

Преподаватели кафедры

В течение уч. года

7.

Подготовка и издания монографий, учебно-методических пособий.

Преподаватели кафедры

В течение уч. года

Организация и проведение НИР студентов

8.

Организация участия студентов в работе научных конференций.

Отв. за НИР, преподаватели кафедры

В течение уч. года

9.

Организация и проведение Недели науки. Читательская конференция посвященная творчеству Ч. Айтматова по произведению «Прощай Гулсары».

Отв. за НИР, преподаватели кафедры

Согласно плану НИР факультета (апрель)

10.

Организация и проведение внутри вузовской олимпиады студентов и подготовка к межвузовской олимпиаде.

Преподаватели кафедры

В течение уч. года (февраль)

Подготовка и защита докторских и кандидатских диссертаций

11.

Утверждение темы научного исследования (кандидатских/докторских диссертаций) преподавателей. Итоги работы( по индивидуальному научному плану над темами кандидатских диссертаций) Темиралиева Т.Т.

Зав. кафедрой,

Отв. за НИР

(Отчеты о проделанной работе)

В течение года

март

Отчет по НИР

12.

Отчеты преподавателей кафедры по НИР за 2024 год.

Преподаватели кафедры

Согласно плану НИР

13.

Подготовка отчета по НИР за полугодия, учебный год и календарный 2024 год.

Отв. за НИР

Июнь-декабрь

Зав. каф. _________________________________ Ормокеева Р.К.

Ответственный за НИР ____________________ Кадырова Г.К.

П лан работы обсужден и утвержден на

заседании кафедры ПКРЯ и КР

(Протокол №___ от «___» ___________ 2023 г.)

                                                                 Неделя русского языка

На основании годового плана работы кафедры МКПКРЯ на 2023-2024 учебный год в период с 18 декабря по 21 декабря 2023 года проведена НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА, посвященная 100-летию со дня рождения Расула Гамзатова. Данное мероприятие не только углубляет и расширяет знание предмета, но и способствует также расширению кругозора студентов, развитию их творческой активности и, как следствие, повышает мотивацию к изучению русского языка. Важную роль в процессе выявления и отбора талантливых студентов играет система объективной оценки, которая варьируется и в то же время строится по единым параметрам и критериям.
Цели Недели русского языка:


● Развитие интереса к изучению русского языка.
● Развитие интеллектуального и творческого потенциала студентов.
● Повышение интереса к чтению, выявление и поддержка талантливых студентов.
Задачи Недели русского языка:
● Привлечь всех обучающихся для организации и проведения недели.
● Провести мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся, расширению знаний по русскому языку, формированию творческих способностей.
● Повысить интерес к художественной литературе.
● Зафиксировать внимание участников Конкурса на основных требованиях к выразительному чтению, культуре речи и культуре публичного выступления.
● Способствовать развитию речевых и интерпретационных способностей, повысить их мотивацию к совершенствованию навыков звуковой интерпретации художественного текста.
● Способствовать развитию художественных и артистических дарований участников Конкурса.
План Недели составлялся с учетом реальных коммуникативных потребностей студентов учащихся разных факультетов; и ее содержание отвечало таким требованиям, как коммуникативно-побудительная направленность, информативность, образовательная ценность и доступность. Все мероприятия Недели были призваны стимулировать творческую активность. В ней приняли активное участие студенты ФРФ, медицинского факультета, юридического факультета, факультета кыргызского языка и литературы.
         План проведения Недели русского языка обсуждался на заседании МКПКРЯ, был согласован с членами


кафедры, утвержден зав. кафедрой Ормокеевой Р.К. В программу Недели входило: 1. Олимпиада по русскому языку, которая состояла из 3 туров:  первый тур – эссе (повествование с элементами рассуждения) «Образ женщины в творчестве Расула Гамзатова»; ответственные: Тентикеева Э., Айтиева С.Н., Имашева Г;  второй тур - выполнение грамматических заданий, конкурс чтецов; ответственные: Болотакунова Г.Ж., Мамытова Г.З., Касымова Ж.А;  Конкурс песен на стихи Р.Гамзатова. Ответственные: Боронова К. Р., Кудайбергенова Н., Бабиева Н.;  третий тур – обогащение текста, дополнения пословиц и поговорок. Ответственная: Райымова Г.С. 18 декабря состоялся I тур Олимпиады. Студенты первого курса ОшГУ писали эссе-рассуждение на тему: «Образ женщины в творчестве Расула Гамзатова».

      Мастер-класс по теме «Использование инновационных технологий в преподавании русского языка» 08.04. 2022 г. с членами кафедры МКРЯ
 Оптимальной формой организации взаимообучения,
взаимосовершенствования на сегодняшний день как раз и является,
на наш взгляд, мастер-класс.8 апреля на кафедре МКРЯ
провели мастер-класс по теме «Использование инновационных
технологий в преподавании русского языка». Присутствовали
17 членов кафедры.
Ц е л ь п р о в е д е н и я мастер-класса:
- создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
З а д а ч и м а с т е р - к л а с с а :
- создать условия для профессионального самосовершенствования преподавателей кафедры;
- передать опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместно отработать методические подходы преподавателя-мастера и приемы решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- разработать авторские модели занятий в режиме демонстрируемой педагогической технологии (методики);
- отрефлексировать собственное профессиональное мастерство участников мастер-класса и т.д.;
- передать опыт работы путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
-способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого преподавателя, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы;
- показать приемы и методы работы по развитию устной и письменной речи студентов по русскому языку.


Подготовили мастер-классы:
к.ф.н Мурадымова Е.Н., ст.преподаватель Эргешова Г.С., преподаватели Худайбергенова Н.С. и Имашева Г.А.. Мастер-класс был проведен с педагогами без участия студентов. В результате проведенного мастер-класса цели были достигнуты с помощью следующих методик и приемов:
-Рассказ
-Слайдовая презентация
-Практическая работа каждого слушателя
      Мурадымова Е.Н. и Эргешова Г.С. показали, как провести на занятии работу с новыми словами с использованием метода «Порковка слов» технологии развития критического мышления. Главная цель педагогической технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей учащихся, позволяющих ему учиться самостоятельно.
Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала педагогам возможность побывать в роли студентов. Практически поняли, что метод «Порковка слов» позволит сохранить активность учащихся, структурировать процессы мышления. Таким образом, на этом этапе решается познавательная и развивающая задачи формирования навыков самостоятельной работы с новыми словами.
      Оживленную дискуссию и интерес вызвал мастер-класс преподавателя Худайбергеновой Н.С. теме «Игры на занятиях русского языка». Она поделилась с опытом работы проведения этапа закрепления лексики по теме «Заболевания сердечно-сосудистой системы». Слушатели практически поработали по технологии использования «Игры в мяч», «Домино». Наиля Сулаймановна отметила , что именно в игровой форме удаётся наиболее эффективно закреплять имеющиеся знания студентов по теме. Естественно, чем выше уровень у студентов, тем больше интересных игр можно использовать на этапе изучения или повторения в ходе индивидуальной или групповой работы.«Игра в мяча» - здесь, функция мяча состоит в том, чтобы работать в более быстром темпе, помогать студентам фокусироваться на задании. Кроме того, данная игра оживляет занятие. Таким образом, обучающие интерактивные игры дают возможность студентам раскрыть творческие способности, лидерские качества; развивают коммуникативную способность, умение работать в группе; учат договариваться, находить решение трудной ситуации.
По использованию видеоматериалов для обучения студентов русскому языку выступила преподаватель кафедры Имашева Гульмира Абдыкуловна. Она отметила, что на современном этапе в области образования должны применяться инновационные приемы и методы. Только тогда обучение будет действенным и результативным. Использование компьютерных технологий на занятиях русского языка – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем образования и появлением новых образовательных технологий. Включение в процесс обучения аудио и видео средств позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повышает интерес к учёбе. Одной из передовых технологий и средств обучения является использование видеоматериала. Научно-популярные, художественные, мультипликационные видеоматериалы, которые представлены в интернете, помогают студентам ознакомиться с новой темой, повторить изученную лексику, более наглядно представить новые понятия и термины по теме и т.д. Значит, их можно использовать при объяснении нового материала, при обобщении пройденного и для контроля; с помощью видеосюжетов можно сделать учебный материал более наглядным и интересным обучающимся. Тема мастер-класса «Приемы работы с видеосюжетом на занятиях русского языка».При просмотре видеосюжета ( мультфильм « Как старик корову продавал» ) студенты не только слышат диалог, но и видят его участников в обстоятельствах, в которых происходит коммуникация, что способствует более быстрому восприятию и усвоению лексического материала, формированию умения понимать звучащий диалогический текст, созданию собственных высказываний по прослушанным образам. Кроме этого, правильно подобранный видеоматериал визуализирую такие трудные для объяснения явления, как человеческие эмоции, чувства.

     
 Все мастер-классы проведены в форме диалога. Следует отметить не только актуальность тем, но и содержание мастер-классов. Мурадымова Е.Н., Эргешова Г.С., Худайбергенова Н.С. и Имашева Г.А. продемонстрировали умение владеть вниманием аудитории, творческий подход, педагогическое мастерство. Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала преподавателям возможность узнать новое, побывать в роли студентов, психологическая атмосфера была доброжелательной. Практическая часть прошла на позитиве, все проявили активность. Участники мастер-класса были благодарны и смогли приобрести для себя новый опыт, новые знания, которые можно в дальнейшем использовать в своей педагогической деятельности. Следует отметить, что у всех был живой интерес к презентациям. Об этом свидетельствует отзывы участников мастер-класса, которые отметили хорошую организацию и содержательность представленных материалов.




                          Научно-практическая конференция «Роль и место русского языка в развитии профессиональных компетенций студентов неязыковых факультетов»
    27 апреля Межфакультетская кафедра русского языка провела научно-практическую конференцию в рамках Недели науки на тему «Роль и место русского языка в развитии профессиональных компетенций студентов неязыковых факультетов"
            Студенты неязыковых факультетов и преподаватели нашей кафедры активно приняли участие на этой конференции. Преподаватели кафедры и студенты выступили с докладами.



            Студенты факультета искусств выступали с песнями. Был проведен конкурс «Знатоки фразеологизмов», где студенты показали свои знания русского языка на должном уровне.

Студенты прочитали стихотворения о русском языке. В конце конференции была проведена викторина при помощи приложения «Кахут». Участники конференции были награждены грамотами и подарками.

 Мероприятие
                                    МЕЖФАКУЛЬТЕТСКОЙ КАФЕДРЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
      30 апреля 2021 года в круглом зале факультета русской филологии межфакультетская кафедра русского языка на высоком уровне провела Литературный час, темой которого послужили слова самого Некрасова « Я лиру посвятил народу своему», посвященный 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова.
        
Литературный час был открыт деканом факультета Мадмаровой Гулипой Араповной, она отметила , что Некрасов Николай Алексеевич – великий поэт русской литературы и русского народа. Основная тема его произведений- это изображение жизни народа. Некрасова можно считать нашим современником : тематика его поэзии актуальна и сейчас. Тема справедливости, человеческой доброты и чуткости, военная тематика.
      1.Слайдовая презентация по творчеству Н.А. Некрасова «Я лиру посвятил народу своему» Презентация была подготовлена студентами медицинского факультета под руководством зав.каф.,канд.фил.наук, доцента Ормокеевой Р.К. Презентация содержала основную информацию о жизни и творчестве Н.А.Некрасова. Была по- своему актуальна. информацию о жизни и творчестве Н.А.Некрасова. Была по- своему актуальна.


       2.Викторина по творчеству Некрасова Н.А.
Викторину подготовили преподаватели кафедры МКРЯ Худайбергенова Н.С. и Имашева Г.А., которая содержала очень содержательные и актуальные вопросы по жизни и деятельности Н.А.Некрасова. Викторину провела преподаватель Худайбергенова Н.С. Все участники литературного часа активно и быстро отвечали на вопросы викторины, где показали свои знания и смекалку о жизни и творчестве Н.А. Некрасова. Участники викторины получили призы.
 
 
                   3.Конкурс на выразительное чтение.
Принять участие в жюри конкурса по традиции были приглашены преподаватели разных кафедр факультета русской филологии. Состав жюри: председатель жюри: доктор филологических наук Бекмухамедова Неля Хамитовна . члены жюри : канд.фил.наук, доцент Асанова Дамира Амангелдиевна, доктор. фил. наук., профессор Сабирова Венера Кубатовна Все преподаватели с большой ответственностью подготовили своих студентов. Каждый участник конкурса проявил свои умения красиво , громко и четко читать стихотворения. Первое место заняла Вражевская Залина- студентка Кыргызско- Китайского факультета, а второе – студентка Кыргызско-Китайского факультета Сабирова Ева, третье место – студент Кыргызско-Европейского факультета Анарбаев Темирбек. Остальные участники были награждены грамотами и подарками.

           
                                    
Председатель жюри Бекмухамедова Неля Хамитовна отметила, что в этом конкурсе нет проигравших, а есть только победители в связи с тем, что студенты ближе познакомились с русской культурой, с произведениями Н.А. Некрасова и больше узнали о русской литературе в целом. Председатель подчеркнула, что этот конкурс будет толчком заинтересованности студентов к чтению не только русской литературы но , и зарубежной литературы.
                                              


                          Круглый стол: "Роль русского языка в Кыргызстане"- посвященный
                             75-летию со дня рождения доктора филологических наук,
                       профессора Капара Зулпукаровича Зулпукарова 17-мая 2022 года.

     
      17 мая 2022 года в круглом зале факультета русской филологии состоялось открытие Недели науки, посвященной 75 летию доктора филологическиз наук, профессора Капар Зулпукаровича Зулпукарова. Наша кафедра была ответственной за открытие Недели науки. Мероприятие прошло в двух частях, в первой части торжественное открытие и праздничное поздравление юбиляра при участии почетных гостей: директор Института русского языка КРСУ, д.ф.н., профессор Тагаев М.Дж., директор департамента магистратуры и PhD докторантуры, д.т.н., профессор Кенжаев И.Г., а также коллег юбиляра: к.ф.н, доцент Мурадымов Н.М., ст.преп. Аппалонова Т.П, доценты Ешенова Н.А., Сейитбекова С.С. и другие.