Ф.И.О.: | Темиркулова Ыкыбал Акимбаевна | |
Занимаемая должность: | Зам. декана факультета по учебной работе | |
Научная степень: | Кандидат филологических наук, доцент |
Складывающаяся в настоящее время в образовательная ситуация определяет необходимость переосмысления ключевых методологических подходов к практике принятия и реализации решений, связанных с обучением и профессиональной подготовкой молодежи к динамично изменяющимся рыночным условиям. В процессе подготовки специалистов главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее конкурентоспособность. Сегодня все более востребованными становятся компетентные специалисты, способные эффективно функционировать в новых динамичных социально-экономических условиях.
Переориентация на рыночные отношения потребовала серьезных изменений в обеспечении качества подготовки специалистов в системе высшего образования.
Компетентностный подход олицетворяет сегодня инновационный процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом - в конструировании содержания образования и систем контроля его качества - на систему компетентностей.
В целях реализации Постановления Правительства Кыргызской Республики (№ 496 от 23.08.2011 г.) в образовательной системе ОшГУ с 2012 года осуществляется переход на международный (европейский) стандарт (бакалавр, магистр).
Бакалавр – первая академическая степень в системе многоступенчатого высшего профессионального образования, присваиваемая по завершении 4-летнего обучения первого уровня и успешной сдачи экзаменов и защиты выпускной квалификационной работы.
Основные образовательные программы бакалавриата, реализуемые ОшГУ по направлениям подготовки «Филологическое образование» 550300 (профиль «Русский язык и литература»), «Лингвистика» 531100 профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» представляют собой систему документов, разработанную учебным заведением с учетом требований рынка труда. ООП разработаны на основе Государственного образовательного стандарта по соответствующим направлениям подготовки высшего профессионального образования. Основные образовательные программы регламентируют цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: график учебного процесса, учебный план, рабочие учебные планы, программы производственной практики и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:
1) Закон Кыргызской Республики «Об образовании».
2) Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования КР.
3) Нормативно-методические документы МОиН КР.
4) Устав ОшГУ.
5) Нормативно-методические документы ОшГУ.
Срок освоения ООП бакалавриата
Срок освоения ООП ВПО по очной форме обучения составляет 4 года в соответствии с Госстандартом по данному направлению.
Срок освоения ООП ВПО по заочной форме обучения (с применением дистанционных технологий) составляет 5 лет в соответствии c Госстандартом по данному направлению.
Основная образовательная программа - совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по соответствующему направлению подготовки;
направление подготовки - совокупность образовательных программ для подготовки кадров с высшим профессиональным образованием (бакалавров, магистров, специалистов) различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки:
модуль - часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;
компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика (обучаемого), необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере;
компетентность - интегрированная способность человека самостоятельно применять различные элементы знаний и умений в определенной ситуации (учебной, личностной и профессиональной);
бакалавр - академическая степень первого уровня высшего профессионального образования, дающая право для поступления в магистратуру и осуществлять профессиональную деятельность, а также занимать государственные и муниципальные должности;
Европейская система перевода и накопления кредитов - система, основанная на учебной нагрузке студента, необходимой для достижения заданных результатов обучения. В соответствии с ECTS, 60 кредитов соответствуют полной учебной нагрузке студента в течение одного учебного года;
кредит (зачетная единица) - численное значение, соответствующее единицам дисциплины для характеристики нагрузки студента, необходимой для ее завершения и отражающей объем необходимой работы над каждым курсом относительно к общему объему работы для завершения полного годового академического обучения в вузе. Кредит ECTS может быть получен только после выполнения необходимой работы и получения соответствующей оценки достигнутых результатов обучения;
Дистанционное образование
Дистанционная форма обучения – это универсальная форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени.
Цели и задачи системы дистанционного образования
Целями создания системы дистанционного образования являются:
· обеспечение возможности получения качественного образования обучающимся независимо от места их проживания и социально-экономического положения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
· улучшения доступа к качественному высшему образованию за счёт предоставления образовательных услуг в максимально удобной форме;
· интенсификация использования научного и методического потенциала университета;
· расширение интеграции Университета в единое международное образовательное пространство;
· обеспечение возможности непрерывного образования (сертифицированная подготовка, повышение квалификации, переподготовка специалистов).
Основными задачами дистанционного образования являются:
· создание полноценной СДО с участием всех структурных подразделений Университета;
· создание региональных центров дистанционного обучения (далее - РЦДО) Университета;
· разработка образовательных программ, электронных учебно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию поставленных целей СДО;
· создание системы стандартов и системы контроля качества;
· развитие технической инфраструктуры СДО;
· развитие международных партнерских связей Университета в рамках внедрения инновационных образовательных технологий.
Магистерская программа
Магистр – вторая академическая (ученая) степень в системе многоступенчатого высшего профессионального образования, присваиваемая лицам, окончившим университет, имеющим степень бакалавра, после 1-2 годичного обучения и защиты магистерской диссертации.
Целями в области обучения ООП ВПО по направлению 531000 «Филология» являются:
· Осуществление деятельности в области филологии и гуманитарного знания, языковой, межличностной и межкультурной коммуникации, образования, культуры и управления.
· Осуществление углубленной профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов к научно-исследовательской, научно-педагогической и научно-практической деятельности в средних и высших учебных заведениях, научных учреждениях, общественных объединениях.
· подготовка магистра к самостоятельной деятельности, требующей широкого образования в соответствующем направлении и углубленной профессиональной специализации, владения навыками научно-исследовательской и научно-педагогической работы;
· получение углубленного профессионального (на уровне магистра) образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями;
· формирование социальной группы профессиональных специалистов, обладающих широкой эрудицией, фундаментальными научными знаниями в соответствующих сферах, владеющих методологией научной и педагогической деятельности, готовых к самостоятельной практической научно-педагогической работе.
Об учебных планах
Учебные планы составлены в соответствии со стандартом. Ежегодно вносятся коррективы с учетом потребностей рынка и мнений стейкхолдеров.
Контроль за выполнением учебного плана осуществляют декан и представители учебной части.
Все учебные планы включают следующие 7 основных разделов:
1.Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
2.Цикл математических и естественно-научных дисциплин;
3.Цикл психолого-педагогических дисциплин;
4.Цикл лингвистических дисциплин;
5.Цикл литературоведческих дисциплин;
6.Цикл дисциплин по выбору.
Осуществляется модернизация учебных планов согласно компетентностному подходу (бакалавр, магистратура): - определение компетенций, которыми должен овладеть будущий специалист (выпускник): - выбор дисциплин и создание учебных планов в рамках компетенций; - учет требований науки, техники и рыночной экономики при создании курсов по выбору учебного плана |
Учебно – методическая работа
1.Обеспечение дисциплин учебно – методическим комплексом. Совершенствование рабочих программ, конспектов занятий, экзаменационных билетов и тестовых заданий путем их дополнения и уточнения согласно современным требованиям науки, и образовательных технологий.
2. Приобретение учебной, научной, энциклопедической, лексикографической, справочной и методической литературы, а также диа – и видеофильмов, электронных версий учебников, слайдов и т.д. в пределах в потребности подготовки современных филологов. Полное обеспечение учебных планов электронными учебниками и пособиями.
3. Обновление дидактических материалов, конспектов лекционных и практических занятий согласно РО и компетенциям.
4.Оснащение учебно – методического кабинета новейшей литературой и необходимой аппаратурой.
5. Систематическая организация взаимопосещений занятий между преподавателями. Достижение эффективности и регулярности обсуждения конспектов открытых занятий.
6. Подготовка научно – педагогических кадров через стажировку, аспирантуру, докторантуру и курсы повышения квалификации.
7. Периодическое обсуждение новинок научной, учебной и учебно – методической литературы.